вторник, 22 ноября 2016 г.

Владимир Иванович Даль и ... птицы

22.11.2016 – 215 лет со дня рождения
Владимира Ивановича Даля (1801-1872),
русского писателя, лингвиста, этнографа

Уважаемые коллеги, друзья, читатели блога!
В воскресенье 20 ноября в нашей Центральной городской библиотеки им. М.Горького мне попалась книга Надель-Червинской М.А. и Червинского П.П. «Энциклопедический мир Владимира Даля. Птицы» в 2-х томах.
 Двухтомник «Энциклопедический мир Владимира Даля. Птицы» представляет собой серию тематических выпусков подобранных в определенном порядке словарных материалов, цель которых познакомить читателя с языковым и культурным слоем русской национальной традиции, отраженной в "Толковом словаре живого великорусского языка" и "Пословицах русского народа" В.И. Даля, приблизить, сделать ее доступной для современного восприятия.
 Конечно, в этом двухтомнике весь материал посвящен птицам. Мне больше всего понравился Словарь Пословиц:
Каркает ворона и на беркута.
Всякий бугай в своем болоте голосист.
Ворон каркал, да и докаркался.
Метил в ворону, а попал в корову.
Сколько ни мой гагару – белее не будет.
Галка кротка, да палка коротка.
Каков гусь! Хорош гусь!
С нас беда, как с гуся вода.
И журавль тепла ищет.
Уважаемые коллеги!
А сколько пословиц о воробьях у В.И. Даля!
Дело не воробей, не улетит!
Слово, что воробей вылетит, не поймаешь!
Сам с воробья, а сердце с кошку.
И воробей на кошку чирикает.
Шумят, как воробьи на дождь.
За обедом соловей, а после обеда воробей.
Стрелял в воробья, а попав в журавля.
И другие интересные пословицы!
Уважаемые коллеги!
А сколько в этих книгах примет, связанных с птицами! Приведу только некоторые из них.
Гусь и утка ныряют – на дождь.
Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже.
Кукушка закуковала – пора сеять лён.
Петухи на деревне распелись – к дождю.
Куры дерутся – к гостям.
Сорока нам на хвосте весть принесла.
Прилетела бы чайка, а весна будет.
Ласточка весну начинает, соловей ее кончает.
Снегирь под окном чирикает – к оттепели.
Воробьи в пыли купаются – к дождю.
Уважаемые коллеги!
Какие пословицы и приметы В.И. Даля (из приведенных выше) вам больше всего понравились?

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Какая интересная энциклопедия - я не встречала такую! Особенно мне понравились приметы, особенно про снегиря... Он, что, правда чирикает? Интересно! Спасибо, я тоже внесла свой вклад в День словаря - сегодня у нас проходят классные часы с использованием материалов моего блога. Разрешите сделать ссылку о Вашем блоге?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, да, конечно! Я еще собираюсь выложить презентацию на о Дале на Волшебный фонарик!.

      Удалить
    2. Людмила Фёдоровна, разве птицы в основном не чирикают? Они почти все чирикают...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Михайловна! И я не встречала такой энциклопедии! Отличная информация, большое спасибо, поделюсь со своими ребятами!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Валентиновна за комментарий!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Вот так читаешь пословицы и удивляешься. что они оказываются совсем не народные... Спасибо за полезный материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, У Даля столько пословиц, не все я и раньше слышала!

      Удалить
  4. Какой интересный материал! Спасибо, Ирина Михайловна! Мне понравилась пословица "Дело не воробей, не улетит!" Настраивает на рабочий лад :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Будем настраиваться на рабочий лад!

      Удалить
  5. Спасибо, Ирина Михайловна, за знакомство с книгой. Многие пословицы знакомы, а вот книгу постараюсь найти

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это, Анна Борисовна, 2 тома, год издания - 1996г.

      Удалить
  6. Спасибо за знакомство с новой книгой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, эта книга скорее старая, чем новая, если только она переиздавалась...

      Удалить
  7. Мои мысли....
    Вот бы объединить блоги :)
    Мне кажется, информация была бы более емкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, не говорите об этом команде Google, а то они опять над нами проводят эксперимент! Я сегодня не узнала платформу Блоггер, не знала, как попасть в мой блог. Потом разобралась!

      Удалить
  8. Ирина Михайловна, "Куры дерутся - к гостям". ))
    А вообще, все поговорки интересные и немножко смешные.))

    ОтветитьУдалить